Правосудие, отличительные признаки правосудия. Особенности демократических принципов правосудия Justitia regnorum fundamentum[1] Pereat mundus et fiat justitia[2] Согласно Конституции суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Целью осуществления правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Как специфическое направление реализации государственной власти правосудие отличается от иных функций государственных правоохранительных органов рядом признаков: оно является основной формой осуществления судебной власти и не совпадает с судопроизводством. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и в федеральном конституционном законе судебные органы, что должно исключить возможность присвоения функции правосудия иными государственными органами и общественными образованиями. Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка, который определен Конституцией и детально установлен процессуальным законодательством, и только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном процессуальным законом порядке гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях.[3] Правосудие - это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни. Поэтому органы правосудия призваны прежде всего утверждать дух права, глубокие правовые начала. В соответствии с таким своим предназначением они обязаны руководствоваться в своей деятельности основополагающими принципами права, выраженными в действующем законодательстве (особенно в сложных жизненных случаях, в коллизионных ситуациях). В настоящее время при развитости правовой культуры и особенностях различных юридических систем правосудие — особая государственная деятельность, призванная постоянно, в нашем реальном жизненном бытии решать жизненные вопросы с позиций права. Правосудие потому и выделилось в ходе исторического развития из других видов государственной деятельности, что оно (по своему строению, составу, организации, процессу и т.д.) специально "приспособлено" для того, чтобы во всех случаях торжествовало право, его, ценность, чтобы достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах, — обвиняемых, потерпевших, защитников, заинтересованных ("третьих") лиц и др. Правосудие есть как бы само право в действии, в процессе реализации (известно такое юридическое изречение: "суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья"). Вот почему и при наличии законов и правовых обычаев в процессе и в результате судебной деятельности обогащается действующее право, вырабатываются конкретизирующие закон правоположения, т.е. образцы применения юридических норм к тем или иным своеобразным случаям жизни, ситуациям (например, такие, как конкретизирующие положения, содержащиеся в постановлении Верховного Суда о применении жилищных законов). Все эти особенности правосудия в его взаимосвязи с правом в полной мере как раз раскрываются в демократическом государстве, они позволяют "связать" государственную власть, играют существенную роль в формировании и развитии правового государства.[4] Вот что важно. Правосудие выходит за рамки простого "применения права". Оно имеет правосозидающее значение: в согласии с Конституцией и законом правосудие само решает жизненные случаи "по праву". По самой своей сути судебные решения являются "живым правом". Правосудие строится так, чтобы по каждому делу была установлена объективная истина, обеспечивались гарантии для всех участников юридического дела, торжествовали справедливость и право. Это достигается: · особым построением судов, их статусом (как независимых, занимающих высокое место среди государственных органов, обладающих функциями "третьей власти"); · применением особой юридической процедуры рассмотрения и решения юридических дел, именуемой процессом — уголовным, гражданским, административным; процесс направлен на то, чтобы по каждому юридическому делу была установлена объективная истина и обеспечивались права всех участников процесса, в том числе тех, к которым применяются меры государственного принуждения; · наличием особых гарантий, призванных обеспечивать обоснованность и законность принимаемых решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.). К системе принципов правосудия относятся принципы: 1. законности; 2. осуществления правосудия только судом; 3. независимости судей; 4. осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; 5. обеспечения каждому права на судебную защиту; 6. презумпции невиновности; 7. обеспечения подсудимому права на защиту; 8. состязательности и равноправия сторон; 9. гласности судопроизводства; 10. национального языка судопроизводства; 11. участия граждан в осуществлении правосудия; 12. охраны чести и достоинства личности; 13. непосредственности и устности судебного разбирательства. Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права. В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия, которая строится по двум направлениям – это, прежде всего те, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, и те, которые прямо в ней не закреплены, но вытекают из ее положений. Принципы правосудия обладают рядом признаков: 1. Принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов. В принципах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Так, Конституция РФ 1993 г. закрепила такой принцип, как состязательность сторон, который ранее, в “советский” период, правовой наукой отрицался и в законодательстве не содержался. Принципы правосудия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство закона, охрана прав и свобод личности. 2. Принципы правосудия являются руководящими положениями. Все они обязательны для соблюдения всеми судами, независимо от занимаемого положения, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили им. 3. Принципы правосудия носят общий характер. В них закрепляются основные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются путем применения содержащихся в них норм. 4. Все принципы правосудия закреплены в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Несоблюдение принципов, закрепленных в законе, уже является правонарушением, влекущим соответствующую ответственность. Большинство принципов правосудия содержится в Конституции РФ, но ряд других формулировок может содержаться и в других законах: “О судоустройстве РСФСР”, “О судебной системе РФ”, “О статусе судей РФ” и др. Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел.[5] Прокурорский надзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, материально - технические и иные условия для своей деятельности. [6] Раздел I («Общие положения») Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" дает четкое определение прокуратуре Российской Федерации и понимает ее как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.[7] В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: · надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; · надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; · надзор за исполнением законов судебными приставами; · надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; · уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; · координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации обозначены в статье 4 Закона: 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. 2. Органы прокуратуры: - осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; - действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. 3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее - прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. 4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. 5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Следует также указать на отличие прокурорской власти от иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнением законов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, что согласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Поскольку осуществление уголовного преследования является функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органов прокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ, Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому оно отнесено к видовому отличию прокурорской власти, как форме ее осуществления. Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорская власть - вид государственной власти, осуществляемый в формах прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, а также уголовного преследования. Как следствие, предлагаются меры законодательного характера, направленные на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвей власти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов. Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и к этому направлена функция надзора. И если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и другие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности - явление уникальное. Эта обязанность возложена государством только на один орган - прокуратуру Российской Федерации. [8] Надзор за исполнением законов в Российской Федерации представляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший один из основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальным органом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения, структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым «прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данное явление в современной правовой системе Российской Федерации, служит прогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все ее демократические механизмы с учетом специфики России. Из изложенного вытекает бесспорно, что прокурорский надзор в Российской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный вид основной (конституционной) деятельности государственной власти: - осуществляемый в целях охраны и защиты законности как одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющих субъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющим специфические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трех ветвей власти; - проводимый во всех сферах общественных отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процесса государственного преследования правонарушения - от поиска и обнаружения его до привлечения правонарушителя к законной ответственности, независимо от вида правонарушения и вида юридической ответственности, включая процесс предупреждения нарушения законности (в т.ч. и преступности), устранения их последствий.[9] Задача Управление юстиции Московской области получило задание от Министерства юстиции РФ выявить потребность в кадрах судей районных судов. Для этого было необходимо установить общую судебную нагрузку. Работники управления юстиции присутствовали на судебных заседаниях, проводили анкетный опрос, знакомились с делами. С некоторыми судебными решениями они не были согласны, о чем поставили в известность руководство Московского областного суда. 1. на каких принципах строятся взаимоотношения Министерства юстиции и судов общей юрисдикции? 2. имеют ли право органы юстиции знакомиться с деятельностью судов? Если да, то в какой форме? 3. какие органы занимаются организационным обеспечением деятельности судов? 1. В соответствии со ст.19. (Организационное руководство судами) Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изменениями от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г.)[10], организационное руководство судами РФ в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, осуществляется: Министерством юстиции РФ - в отношении Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов, районных (городских) народных судов. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954) (с изменениями от 8 июня 2000 г., 10 декабря 2001 г.)[11] одной из основных задач Минюста России является обеспечение установленного порядка деятельности судов. При этом, Министерство юстиции РФ, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов призваны всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону. 2. В соответствии со ст.19 вышеназванного Закона, Министерство юстиции обладает следующими полномочиями: 1) разрабатывают предложения по вопросам организации судов, проведения выборов судей и народных заседателей, составления списков присяжных заседателей; 2) руководят работой с кадрами судов; 3) проверяют организацию работы судов; 4) изучают и обобщают судебную практику, координируя эту деятельность; 5) организует работу по ведению судебной статистики. 3. Под организационным обеспечением деятельности судов в соответствии с Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"[12] понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Ответ на поставленный вопрос можно найти в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г.) [13]. В соответствии со ст.30 (Обеспечение деятельности судов) которого: 1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. 2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. 3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Непосредственно обеспечением деятельности работы суда занимается аппарат суда – ст.32 названного закона: 1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. 2. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.
|